rubeenpl

О стигматизации и дестигматизации пациентов в обществе

Часто психическое заболевание воспринимается как что-то пугающее, постыдное, нереальное, надуманное и неизлечимое.  Пациенты характеризуются как опасные, непредсказуемые, ненадежные, нестабильные, ленивые, слабые, никчемные или беспомощные.

Они  терпят неприятные шутки, прямые оскорбления, обидные сплетни и другие способы унижения человеческого достоинства. Их также могут молчаливо «бойкотировать» − отказывать в ответе на вопрос в беседе, демонстративно переходить на другую сторону улицы и т.д. Нам лучше запоминается именно негативно окрашенный опыт, связанный с психическими нарушениями. Мимо нас может пройти 100 людей с психиатрическими диагнозами – мы и не узнаем.

Но запомним «пугающего аутиста» на детской площадке, кричащую старушку с деменцией. Нас пугает не только прямая угроза, которая от них может исходить. Мы боимся самого явления, которое провоцирует угрозу. Потому что «душевнобольной человек» − это тот, кто не управляет собой, а значит неудобный, позорно слабый или угрожающий окружающим. Человек живёт в обществе с психиатрической стигмой. Он привык, что есть «здоровые мы» и «ненормальные они». Он думал, что никогда не попадет в категорию таких пациентов − и вдруг попал. Еще недавно осуждавший людей с депрессией или паническими атаками, он знает, как к нему будут относиться окружающие, если он «раскроется». И теперь он боится социальной изоляции и осуждения, что его прогонят, уволят, бросят, посчитают слабаком. Но это обычные люди, которые пытаются справиться со своей болезнью – так же, как это делает больной с ишемией или гастритом.

Просто их нарушения касаются не сердца, поджелудочной железы или желудка, а других внутренних систем − мозга и центральной нервной системы  и причиной нарушенного настроения могут быть реальные сбои в работе нейромедиаторов. Например: во время и после рецидива болезни сильно снижается самооценка пациентов или усиливается ненависть к самому себе. Это все усиливает самостигматизирование. Очевидно, что стигматизационное напряжение развивается во взаимодействии личности с обществом. Это означает что снизить стигматизационное напряжение можно социальными и личностными технологиями. Этот процесс обозначается как дестигматизация. Обычно он сложный и длительный. Поэтому, прежде всего необходимо нацелить усилия на повышение самооценки. Здесь важен любой опыт, повышающий чувство собственной значимости и доверия к самому себе. Наиболее значимыми источниками такого опыта могут стать профессиональная деятельность и поддержка друзей. Это может происходить в группах самопомощи, в рамках психотерапии и в процессе самостоятельной работы. Важно найти ответ на следующие вопросы: «Что я думаю о своем заболевании?», «Как я отношусь к психически больным», «Как я воспринимаю отношение общества ко мне как к психически больному?», «Почему я стал больным?». Также очень полезна и помощь профессионалов и наиболее эффективна в этой ситуации психотерапия.

Пациенты нуждаются в определенной атмосфере для разговора о снижении чувства собственной ценности, о некорректной переоценке и страхом перед внешним стигматизированием. Разумеется, важно признавать, как тяжело и больно идет признание того, что человек болен психическим заболеванием. 

Нельзя здесь помочь одной лишь фразой «Вы должны принять себя вместе с собственной болезнью». Если бы это было так просто, то это давно бы уже  произошло. В заключении хочу сказать: «Не бойтесь обращаться к специалистам психиатрического профиля».

 

Врач психиатр     Тупальская А.Н.   

 

Мы на карте

г. Ляховичи, пер. Пушкина, 7