rubeenpl

О психическом здоровье детей

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Термин “психическое здоровье” был введен ВОЗ в 1979г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, проблемы, связанные с приемами пищи, и пр. Когда эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации, то такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Причины, вызывающие отклонение в психическом здоровье ребёнка:

  1. Дисгармония в семейных отношениях. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты, бракоразводный процесс. Родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети наблюдают эти ситуации и вынуждены принимать позицию матери или отца. Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, когда один из родителей порочит другого, стремится вызвать его осуждение.
  2. Эмоциональное отвержение ребенка - неприятие, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о “хороших детях”; в равнодушии, попустительстве и отсутствие контроля со стороны родителей, недостатке ласки, теплоты постоянного общения. Приобретенные таким ребенком знания весьма хаотичны и непоследовательны, речевой запас беден, нравственные принципы не стойки, недостаток знаний и навыков, скупость духовных запросов, отсутствие трудовых навыков приводят весьма рано к нарушениям поведения. Не обучившись сдерживать свои чувства, такой ребенок по малейшему поводу может вспылить, проявить недовольство, устраивает шумные скандалы, жестоко избивая своих “недругов”;
  3. Тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерной озабоченности его будущим; чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”;
  4. Чрезмерное суровое, директивное воспитание по типу “неприятия” ребенка. В семье такой ребенок подвергается частым и незаслуженным оскорблениям, жестоким побоям, противопоставляется остальным. Вся его деятельность сводится к домашним делам, не оставляя времени для самостоятельного чтения, выхода в кино, прогулок на свежем воздухе. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными или, наоборот, раздражительными, недовольными всем и вся, пронося через жизнь озлобление и ненависть к своим воспитателям.

Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: синдром дефицита внимания,  аддиктивные формы поведения, компьютерная зависимость, временная некомпетентность.

Синдром дефицита внимания - наиболее частая форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка — требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности.

 Аддитивные формы поведения — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости.

 Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение.

Временная некомпетентность - один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще - в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Поэтому, проблема психического здоровья детей и подростков и ее последствия - одна из важнейших проблем любого общества, и так как последствия психического здоровья могут иметь для детей и подростков необратимый характер, приводить к  всё большим аномалиям психики и поведения.

Как сохранить психическое здоровье ребёнка?

  • Всегда находите время поговорить с ребёнком, интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их.
  • Не оказывайте нажима на ребёнка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
  • Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках, в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание.
  • Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми этим вы снижаете самооценку. Сравнивайте его с ним же самим, но менее успешным.

Все дети должны знать, что их родители любят и гордятся ими при любых ситуациях. Чем сильнее ребенок чувствует любовь, тем лучше старается проявить себя.

Нужно содействовать эмоциональному благополучию ребенка, благодаря которому человек преодолевает все препятствия, встречающиеся на его пути.

Для этого нужно научить ребенка осознавать свои эмоции, отличать одно от другого, анализировать и, конечно же, выразить свое понимание, помочь в контроле и управлении эмоциями, указать оптимальные пути выражения эмоций, не влекущие за собой негативных последствий.

Получить консультацию или помощь специалиста психологической  и психиатрической службы можно в поликлинике центральной районной больницы по месту жительства или г. Барановичи (ул. Брестская 135, телефон регистратуры 8-016-3-46-06-76).   

Врач психиатр

Тупальская А.Н.


Психологическая помощь оказывается всем, кто оказался в тяжёлой  жизненной   ситуации:  столкнулся с проблемами  в  семье   или  на работе, пострадал от бытового насилия, переживает депрессию  из-за потери близкого человека,   работы,  оказался в ситуации  неразделённой любви, испытывает постоянное чувство тревоги и страха, хочет  изменить своё мышление  и образ жизни в положительную сторону и получить советы о возможных вариантах поведения. Цель службы - внимательно выслушать абонента и помочь самостоятельно найти правильное решение. Не оставайтесь один на один с тяжёлой стрессовой  ситуацией. Звоните по телефону доверия! Профессиональные психологи помогут Вам.

Служба экстренной психологической помощи «телефоны доверия»:

  • г. Брест  (для детей и взрослых) 8-0162-51-10-13, короткий номер -170, (круглосуточно). Консультации психологов Брестского областного Центра гигиены и эпидемиологии и охраны здоровья по телефону 8-0162-32-11-55 (с 9.00 до 17.00).
  • г. Минск  (для взрослых) 8-017-352-44-44, 8-017- 304 - 43-70 (круглосуточно).
  • (для детей и подростков) 8-017-263-03-03(круглосуточно).
  • Общенациональная детская телефонная линия (анонимный телефон доверия для несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию) 8-801-100-16-11.

Вас внимательно выслушают, помогут справиться с тревожными мыслями и обрести уверенность в себе. Тайна разговора гарантируется.

Мы на карте

г. Ляховичи, пер. Пушкина, 7